ДомойДокументыЧем может помочь ребенку школьный психолог?

Чем может помочь ребенку школьный психолог?

Наши юристы подготовили самую важную информацию на тему: "Чем может помочь ребенку школьный психолог?" и тема была обширно раскрыта с профессиональной точки зрения. Если вы хотите получить дополнительную информацию, можете обратиться к нашему юристу

Кем может работать психолог: ТОП-10 специальностей

Дипломированный психолог может работать на любой должности. Сотрудников без опыта работы берут на управленческие должности, легко назначают менеджерами по продажам или консультантами. В то же время даже у выпускника-бакалавра есть ряд других направлений труда, тесно связанных или прямо зависящих от диплома. В список попадают:

  1. Педагог-психолог. Преподает в ВУЗе. Для этого сначала нужно закончить аспирантуру.
  2. Клинический психолог. Работает в частной или государственной клинике.
  3. Социальный психолог. Помогает малообеспеченным, неблагонадежным семьям, работает с асоциальными слоями населения.
  4. Школьный или дошкольный психолог. Проводит профильное тестирование, мониторит психологическое состояние детей.
  5. Семейный психолог. Работает с конкретными семьями по аналогии с семейным терапевтом. Помогает сохранять хорошие взаимоотношения, выявлять проблемы на зачаточной стадии.
  6. Психолог на предприятии. Помогает решать конфликтные и кризисные ситуации сотрудников.
  7. Специалист в сфере продаж. Помогает отделу маркетинга строить рекламу и продажи так, чтобы получать наибольшее количество откликов.
  8. Кадровый агент. Принимает сотрудников в компанию.
  9. Психолог-консультант в полиции, прокуратуре. Консультирует органы по вопросам, связанным с поведением подозреваемого или обвиняемого. Помогает строить линию допроса.
  10. Частная практика. Если финансовое положение позволяет, то с дипломом можно легко открыть фирму и заниматься психологической деятельностью самостоятельно, не ограничивая себя руководством больницы или конкретными клиентами.

Педагог-психолог

Первое место, куда можно пойти работать психологу после окончания магистратуры – это университет. ВУЗ принимает выпускников в аспирантуру с хорошими оценками. С этого момента психолог считается практикующим преподавателем. После защиты кандидатской диссертации он получает ученую степень и становится автономным в профессиональной деятельности.

Главный плюс: Стабильность. Работать там же, где проходило обучение, легко. Все лица уже знакомы, не нужно заново адаптироваться. Кроме того, зарплата, премиальные и социальное страхование гарантируется государством.

Главный минус: Уровень заработной платы зависит от стажа, ученого звания и других косвенных факторов. Из-за этого в первые годы работы оплата труда будет низкой.

Клинический психолог

Психолог в больнице (частной или государственной) – это второе по популярности место трудоустройства выпускников ВУЗа. Психологи в этой сфере высоко котируются, они получают те же субсидии и льготы, что и врачи общей практики. В то же время им также необходимо пройти специальное обучение в формате переквалификации и ординатуру.

Главный плюс: Хорошая оплата труда и возможность наработать клиентскую базу. Даже в государственных клиниках психологам хорошо платят, а в частных они могут получать стабильно высокую зарплату при условно низком потоке клиентов.

Главный минус: Длительное обучение. Недостаточно закончить бакалавриат и магистратуру, нужно будет подтвердить свой статус врача и закончить ординатуру.

Психолог-консультант в социальной сфере

Работа с незащищенными и асоциальными слоями населения – тяжелая и не всегда хорошо оплачиваемая. Это скорее призвание, чем профессия, и нужно быть готовым ко всем сложностям. Тем не менее, такие специалисты в дальнейшем хорошо котируются во всех направлениях, связанных с психологией, из-за огромного опыта и высокой стрессоустойчивости.

Главный плюс: Огромный опыт работы, который можем помочь в дальнейшем занять руководящие, высокооплачиваемые должности в любом психологическом направлении.

Главный минус: Низкая оплата труда и необходимость постоянно контактировать с асоциальными элементами.

Школьный или дошкольный психолог

Психолог-воспитатель или школьный психолог – это прекрасная возможность реализовать себя в процессе работы с детьми. Это нестандартная работа, сложная, но не объемная. Идеально подходит для начинающих специалистов.

Главный плюс: Детский сад и школа – это спокойные места работы. Услуги психолога нужны нерегулярно, поэтому у специалиста есть достаточно времени для саморазвития.

Главный минус: Каждый ребенок требует индивидуального, деликатного подхода. Кроме того, иногда психолога просят совмещать в себе несколько функций одновременно, например, выполняя работу психолога-логопеда.

Семейный психолог

Опытные специалисты часто переходят от государственной или частной практики к опыту семейной психологии. Эта концепция подразумевает наличие у семьи одного психолога, который наблюдает за их проблемами в системе и едином микроклимате. Благодаря этому он может эффективнее помогать их решать.

Главный плюс: Высокий уровень дохода и небольшой объем работы. Можно будет посвятить себя процессу, постоянно совершенствуясь и применяя новые методики.

Главный минус: Такого рода вакансии появляются на рынке крайне редко. Клиентов придется искать самостоятельно, задействуя в процессе друзей и знакомых.

Психолог на предприятии

Большие коммерческие учреждения нанимают в свой штат личных психологов. Эти специалисты должны не только оказывать психологическую поддержку сотрудникам, которые в этом нуждаются. Их дополнительная обязанность – выполнять роль преподавателя, который учит работников коммуникации и эффективному взаимодействию, решает их конфликты.

Главный плюс: Стабильное место работы с ограниченным кругом клиентов. За год можно детально изучить весь штат и их основные проблемы.

Главный минус: Узкая сфера, тесно связанная с конфликтологией и мотивацией. Малое пространство для карьерного роста.

Специалист в сфере продаж

В больших фирмах отделы маркетинга, продаж или рекламы всегда нуждаются в штатном психологе. В список его задач входит: анализ рынка, предложений конкурентов, подготовка максимально выгодной психологической уловки для клиентов. Работа нестандартная и интересная, подходит людям с креативным мышлением.

Главный плюс: Меньший уровень ответственности. Не нужно выполнять роль учителя или наставника. Психолог дает рекомендации – а рекламный или маркетинговый отделы самостоятельно внедряют их в жизнь.

Главный минус: На работу влияют не только объективные показатели, но и отзывы клиентов, партнеров. Из-за этого может страдать оплата труда.

Кадровый агент

Еще одна специальность, которая связана с психологией, но не делает из психолога врача или преподавателя – это кадровый агент (кадровик). Он должен проводить тестирование и опрос кандидатов на определенную должность, проверять, подходят ли они заданным руководством параметрам. Работа интересная и несложная, но требующая усидчивости, внимательности и хорошего навыка общения с людьми.

Главный плюс: Стабильный высокий доход. Работа в офисе, не требует изучения специфических психологических методик. Можно выполнять роль кадрового агента сразу в нескольких учреждениях.

Главный минус: Малое пространство для профессионального роста. Зависимость от наличия или отсутствия необходимости в кадрах на определенном предприятии.

Психолог-консультант в полиции, прокуратуре

Психолог, работающий в органах внутренних дел, это человек невероятной выдержки, как психологической, так и профессиональной. Постоянный контакт с преступниками и другими асоциальными элементами подходит только тем, кто готов к постоянному эмоциональному напряжению. Кроме того, высоки профессиональные риски, ведь ошибочные выводы могут привести к ответственности, в том числе уголовной.

Главный плюс: Хороший доход и возможность самореализации. У психологов-консультантов в ОВД открыт доступ ко всем современным психологическим наработкам за счет их особого статуса.

Главный минус: Высокий уровень ответственности и психологической нагрузки на работника. Приходится разбираться как с делами сотрудников, так и с обязанностями, связанными непосредственно с ходом уголовных и административных дел.

Частная практика

Личный бизнес – это самый рискованный, но самый прибыльный вариант. Нет никаких ограничений по типу практики. Это может быть что угодно: личная психологическая школа, частные консультации или же групповые тренинги.

Главный плюс: Можно постоянно учиться новому. Нет никаких ограничений карьерного и личностного роста. При должном старании и удаче доход ничем не ограничен. Компанию можно постоянно расширять, нанимать новых сотрудников.

Главный минус: Заработок нестабильный, полностью зависит от психолога. Если перестать расширять клиентскую базу и сферу предоставляемых услуг, их качество, можно быстро потерять доход.

Чем он занимается-то?

«…Вбегает ко мне учительница второго класса, и в голосе у нее истерика: “Пойдите, сделайте с ним что-нибудь!” Ну, это у нас всегда так. Урока не проходит, чтобы кто-то не забежал.

Вхожу в класс, а Максим под партой сидит, рисует там своих роботов, которых полк одинаковых. “Здоровые так себя не ведут!” – не тихо говорит учительница. Я глазами ей делаю “тсс!”, а вслух говорю: “Не будем делать поспешных выводов”.

Беру Макса поговорить, порисовать. И понимаю, что нужно разговаривать с родителями».

Школьный психолог – фигура, окруженная мифами и тайнами. Никто до конца не знает, чем он занимается: ни учителя, ни родители, ни дети, ни даже директор. Поэтому одним это дает повод думать, что это такой бездельник, который «вообще ничего не делает, только бумажки пишет», а другим – демонизировать его образ, придавая ему всемогущество влияния на судьбу ребенка.

На самом деле все не так уж сложно. Работы у психолога много. Он работает со всеми «участниками педагогического процесса»: учениками, учителями, администрацией и родителями.

Основные направления таковы:

  • Диагностическое: ребенка, классов, отдельных групп, учителей, родителей. Может быть плановое, а может по запросу родителей или учителей или если психологу «что-то не понравилось». Если планируется комплекс из нескольких тестов, то хорошим тоном будет предупреждение родителей и взятие с них дополнительного согласия.
  • Развивающее и коррекционное. Например, это могут быть уроки психологии, тренинги по сплочению в конфликтном классе, индивидуальные занятия с ребенком (проводятся строго с согласия родителей!).
  • Консультативная работа. Самые разные консультации для всех: учеников, родителей, учителей, администрации; групповые и индивидуальные. Как правило, на это выделены особые часы, поэтому «прорваться» к психологу в любой момент не получится. Только если ситуация действительно экстренная.
  • Просветительская работа. Психолог оформляет стенды, может вести свою страничку на сайте школы, проводить занятия для родителей и учителей, выступать на собраниях.
  • Психопрофилактическое. Психологи много наблюдают на переменах, уроках, мероприятиях. Опытный глаз может заметить перемены в ученике – подавленность у весельчака; агрессию у миролюбивого, замкнутость у общительного. Можно отследить и направить в мирное русло зарождающийся конфликт между одноклассниками или учеником и учителем.
  • Методическое. Боль души психолога. Обилие обязательных к заполнению бумажек документов делает затруднительной более эффективную работу по основным направлениям.

Родители: не хотят и боятся

Не так уж редко среди родителей обсуждается тема «А что он может?». От обесценивающего полюса «да ничего не может» до всемогущего «очень многое». Казалось бы, услуги школьного психолога для родителей бесплатны, так пользуйся! Задай свои вопросы, получи ответы.

Сходи, в конце концов, познакомься и составь свое мнение не о психологах «вообще», а о конкретном человеке на конкретном месте. Но почему-то до сих пор бесплатное считается синонимом низкокачественного.

А это вовсе не так! Множество моих коллег не просто компетентны, а большие умницы, непрерывно совершенствующие свою подготовку и любящие свое дело.

Родители, по моему опыту, делятся на три основные категории:

  • 1. Партнеры. Они не боятся психолога, разговаривают с ним на равных из позиции совместной помощи ребенку. Часто они сами обращаются к специалисту. Запрос может быть и проблемный, и просто информационный («расскажите, как вы его видите»), и развивающий («как действовать, чтобы проявить способности; научить отвечать у доски; лучше находить общий язык с одноклассниками»). Работать с такими родителями – одно удовольствие, и прогресс у ребенка отмечается всегда и достаточно быстро. Иногда они приходят по приглашению психолога, но также хорошо идут на контакт.
  • 2. Слушатели. Эти родители никогда не приходят сами. Иногда не хотят «выносить сор из избы»; некоторые слишком заняты или беспечны, чтобы обратить внимание на проблему; другие считают, что пока их не вызвали, все в порядке. Их контакт с психологом формальный, они слушают, могут даже записать рекомендации. Но, как показывает развитие ситуации, скорее всего их не применяют. Именно такие слушатели утверждают, что они «ходили к психологу, но он не смог помочь».
  • 3. Бегуны. Сколько ни приглашай, они не приходят. Иногда раз за разом записываясь и не появляясь, иногда просто игнорируя. В случае серьезной ситуации с ними можно познакомиться только на педсовете. Своим коллегам я настоятельно рекомендую хранить свидетельства того, что эти родители были неоднократно приглашены на консультацию, которая могла бы помочь.

Мама, папа – к доске!

Когда в начале учебного года я рассказываю родителям о своей работе, то подчеркиваю, что мой «вызов» вовсе не означает «все плохо».

Когда психолог может пригласить на консультацию?

  • У ребенка в негативную сторону изменилось поведение или эмоциональное состояние. Задача – выяснить причину и своевременно помочь. У детей бывают и стрессовые ситуации, с которыми им сложно справиться, и неврозы, и страхи, и навязчивости, и депрессии. Ранняя диагностика и своевременная помощь очень важны, чтобы ситуация не ухудшилась.
  • Ребенок демонстрирует черты в поведении, которые затрудняют его нахождение в коллективе: агрессию физическую или словесную, застенчивость, лживость, воровство, низкий самоконтроль. Иногда, когда родителям рассказывают о том, что происходит, они «не верят» (кто искренне, кто фальшиво). Но названная проблема становится актуальной задачей. Разговор с родителями позволяет понять, что именно происходит и дает возможность действовать вместе.
  • Сообщить результаты диагностики. Это может быть и то, над чем стоит «поработать», и то, что является способностью ребенка, которую стоит развивать. Часто психолог может предложить помощь в виде цикла занятий с ребенком. Это могут быть занятия на развитие мышления, памяти, внимания, воображения (всего того, что помогает учиться), на развитие способностей к общению, на преодоление нежелательных проявлений (контроль агрессии), а также занятия с талантливыми детьми.
  • Если у ребенка период адаптации. Психолог может рассказать, как влиться именно в этот коллектив, и, узнав про особенности ребенка, может помочь ему «на месте».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Как получить деньги в кредит без поручителей онлайн

Кто платит, тот и заказывает?

Интересный момент, связанный с психологами образования, касается того, кто является заказчиком их услуг. Заказчик – тот, кто платит деньги, и это не родители. Заказчик – тот, кто ставит задачи. И с этим связан популярный родительский страх, что психолог станет «засланным казачком», который соберет досье на ребенка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  105 часть 2 пункт ж

Подло войдет к нему в доверие, и бедный малыш расскажет про свой семейный уклад. Про то, что папа вчера выпил («и будут считать нас алкоголиками!»), про то, что мама нас за бардак ругает, иногда так кричит («будут считать, что мы монстры, и пришлют комиссию»). Причем так думают как раз добросовестные родители с обычными житейскими ситуациями.

Бояться не стоит – психолог вовсе не дурак.

«Досье» на каждого вряд ли возможно составить по причине чрезвычайной загруженности психолога. В обычной школе не менее 700 детей, а чаще – около 1000. И это если не добавили пару детских садов.

При такой загруженности все, что будет в индивидуальной папке каждого ребенка, – пара анкет на тему «с каким настроением ты ходишь в школу», несколько рисунков из проективных тестов (например, «несуществующее животное») и какие-то простые групповые диагностики на внимание, мышление или память. Толстая папочка может быть только у ребенка, который чем-то привлек внимание психолога. В этом случае там будут результаты наблюдений, индивидуальной диагностики, занятий. Но в этом случае мама и папа будут в курсе – психолог обязан получить разрешение на более серьезные виды работ и рассказать родителям об их результатах.

По большому счету, администрация обычно ждет от психолога того, что в коллективе детей и учителей будет меньше проблем, а если они возникнут, то он их поможет разрешить.

Возможно, где-то администрация пыталась проявить какое-то коварство, задействовав психолога, но такие случаи редки. Да и специалист, который блюдет этику профессии, может отказать даже тому, кто платит зарплату.

На то он и психолог, чтобы объяснить.

Этика – не пустой звук

Самые главные этические принципы в работе любого психолога – «не навреди» и «не разгласи».

Поэтому родители вполне могут рассчитывать на то, что их ребенку как максимум помогут, а как минимум не навредят, а также не будут рассказывать то, что не стоит рассказывать.

И вот тут как раз и возникает вопрос о том, какую информацию психолог может передать дальше (учителям, администрации), а какую – нет. То, что часть информации будет передана, сомневаться не приходится.

Причин тому несколько. Когда вокруг ребенка складывается определенная ситуация, работает идея трехсторонней связи «ребенок-родитель-педагог». Часто администрация становится еще одной стороной.

Но чтобы эта система работала и адекватная поддержка пришла со всех сторон, бывает нужно передать часть информации, например, от психолога учителю (результаты наблюдения или диагностики), от родителя учителю (о сложной жизненной ситуации, об особенностях подхода к воспитанию), от учителя к родителю, если у них есть сложности коммуникации.

Например, ученик стал замкнутым, хуже учится. Учителя не понимают, ученики реагируют по-разному, и неосторожное слово только ухудшает ситуацию. Психолог может поговорить с ребенком.

И выяснится, что тот недавно пережил нападение одноклассников, о котором постыдился сообщить. Далее будет правильным сообщить родителям о такой ситуации, и проработать вместе с ними тему, что делать дальше.

Сообщить нужно также классному руководителю класса и омбудсмену школы.

Чем может помочь ребенку школьный психолог?

Иногда учителям полезно бывает сообщить информацию об особенностях ребенка, чтобы сохранить его мотивацию и предупредить неправильные выводы.

К примеру, подростка с шизоидными чертами (замкнутого, трудно говорящего публично, не присоединяющегося к общим мероприятиям) часто принимают за лентяя.

Вовремя и корректно поданная информация может помочь выстроить адекватный образ и подход – например, обходиться без вызовов к доске и без настояний участвовать в школьном КВН.

Но настоящий профессиональный психолог никогда не позволит себе «дружеский треп» с учителями или администрацией на тему личности ребенка или его семейной ситуации. Как правило, если какая-то информация была дана, специалист сможет полностью аргументировать, зачем это было сделано. Хотя тут, конечно, очень и очень тонкий канат, порой над пропастью.

Пора встретиться

В начале каждого учебного года в каждом классе собираются подписи на специальном бланке «Готовы ли вы, чтобы с ребенком велась психологическая работа?».

Если родитель поставил «нет», то психолог не имеет права вступать с ребенком в непосредственный контакт (давать диагностику, привлекать к психологическим играм, беседовать).

Но если речь идет о ребенке с проблемным поведением, наблюдать за ним психолог будет, так как обязан способствовать гармонизации психологического климата класса и школы. В этом случае он также может вызвать родителей, а также давать рекомендации учителям и администрации.

Если психолог приглашает вас к себе, сходить стоит непременно. Скорее всего, вы узнаете что-то важное и (иногда) требующее быстрых действий. Лучше быть в курсе, что происходит, чем в позиции «я в домике».

Психолог много что может предложить – дополнительную диагностику, занятия, посредничество с учителями или администрацией.

В конце концов, если вы совсем не согласитесь с его оценкой ситуации или особенностей ребенка, всегда можно обратиться к специалисту в психологическом центре.

Стоит сходить, если…

  • Вам хотелось бы узнать, как психолог «видит» ребенка или ситуацию в классе.
  • Нужно заручиться поддержкой или выработать план действий в сложной ситуации.
  • Ребенок пережил сильный стресс.
  • Вам непросто взаимодействовать с ребенком и вы ищете пути для этого.
  • Вы не находите нужного языка с учителем. В этом случае психолог может вам подсказать, как лучше общаться с конкретным человеком, или же предложить посредничество. Иногда срабатывает вариант трехсторонней встречи, где психолог помогает родителю и учителю услышать и правильно понять друг друга.
  • Вам кажется, что с ребенком «что-то не так». Чаще всего родители уходят успокоенные, но иногда это помогает своевременно увидеть проблему и помочь.

P. S

Психологи образования – люди смелые. Не каждый отважится быть – потенциально – между молотом (родителями) и наковальней (учителями и администрацией). Иногда приходится идти против школы, защищая интересы ребенка.

Иногда – пробиваться к родителям, чтобы они обратили внимание на проблему и начали ее решать. Рисков много, и не каждый отважится на них пойти. В этом смысле кабинет частной практики гораздо спокойнее.

Кем для вас станет школьный психолог – помощником, посредником, экспертом или ничего не значащим человеком, покажет только опыт общения.

детский и семейный психолог, социолог, автор книг для родителей

Профессия школьный психолог

Самые популярные

Последние записи