ДомойЗаконодательствоИспытательный срок при заключении срочного трудового договора

Испытательный срок при заключении срочного трудового договора

Наши юристы подготовили самую важную информацию на тему: "Испытательный срок при заключении срочного трудового договора" и тема была обширно раскрыта с профессиональной точки зрения. Если вы хотите получить дополнительную информацию, можете обратиться к нашему юристу

Определение и цель испытательного срока при приеме на работу

Испытательный срок представляет собой определенный период времени, предназначенный для оценивания работодателем профессиональных и личностных качеств сотрудника.

Последний, в свою очередь, в это время также знакомится со своими должностными обязанностями и производственной обстановкой в целом.

Обязателен ли данный период для новых работников при их приеме в организацию? Нет, право работодателя не устанавливать период проверки и принять сотрудника на работу сразу на основных условиях. Если в трудовом договоре нет условия об установлении данного срока, то считается, что он не установлен.

Для чего нужно испытательное время при приеме на работу? Этот срок позволяет обеим сторонам понять, подходят они друг другу или нет. При отрицательном результате можно быстро оформить увольнение, минуя отработку.

Установление испытательного срока позволяет получить руководству информацию следующего характера:

• наличие у работника необходимых занимаемой им должности профессиональных навыков, умений и качеств;
  • дисциплинированность трудящегося;
  • качество выполнения работником полученных им заданий.

Привлечение к работе на испытательном сроке не является обязанностью работодателя. Если он уверен, что сотрудник подходит для конкретной работы, он может оформить его на работу без прохождения испытания.

Устанавливается испытательный срок по обоюдному согласию сторон, заключающих трудовой контракт при приеме на работу. Если сотрудник не желает трудиться таким образом, трудовые отношения не регистрируются вовсе.

Испытательный срок – полностью законный период. Данной теме посвящено достаточное количество нормативных актов, в том числе несколько статей Трудового Кодекса РФ. При его установлении важно соблюдать все правила и нормы, в них указанные.

Оплачивается ли по закону данный период? Да, конечно, работодатель обязан оплачивать труд сотрудника во время испытания на основании условий, прописанных в трудовом договоре. Обычно, устанавливается меньший оклад, могут отсутствовать премии. Данные моменты работнику следует уточнить заранее.

Лица, успешно прошедшие испытание, продолжают трудиться на основных условиях.

Особенности установления испытания:

• для совместителей;
  • при переводе сотрудника.

Общая информация

В правовом отношении сотрудник мало теряет – он подписывает трудовой договор с испытательным сроком и остается трудоустроенным на протяжении всего времени проверки. По истечении определенного трудовым договором срока стороны принимают решение расстаться, либо сотрудник остается в штате, и с этого момента к нему применяются те же положения трудового законодательства, что и к остальному постоянному персоналу.

Основное преимущество, которое дает назначение испытания, это упрощенный период увольнения, если одна из сторон или обе решат, что сотрудничество не является продуктивным.

1. Если инициатива исходит от работодателя, потребуется дополнительно уведомить о расставании за 3 дня.
  2. Если работник решил, что новое трудоустройство ему не подходит, достаточно написать заявление за тот же 3-дневный период.

Таким образом, если работник неугоден начальству и его результаты работы сочтены неудовлетворительными, руководство вправе быстро уволить человека, обосновав расставание неуспешными результатами испытания.

Трудовое законодательство подробно определяет правила проведения испытания (ст. 70-71 ТК РФ). Также в постановлении ВС №1 п.9, выпущенном 28 января 2014 года, даются разъяснения о применении положений.

Срочный договор имеет свои ограничения по применимости и в отношении назначения испытания. В отдельных случаях по краткосрочным контрактам проверка не может быть назначена. На основании ст.58-59 ТК РФ, подписание срочного трудового договора допустимо, если:

Иногда заключение срочного контракта обязательно, в других ситуациях стороны самостоятельно определяют его допустимость, попутно решая вопрос о назначении испытания и его длительности.

Когда подписывается срочный контракт, продолжительность испытания не может превышать установленных по законодательству сроков испытательного срока.

Какие документы нужны для трудоустройства?

Можно ли продлить испытательный срок работнику

Продление испытательного срока Испытательный срок составляет максимум 3 месяца и подлежит фиксации в договоре. Поскольку работодатель и работник могут договориться о меньшем периоде, закон допускает его увеличение в пределах размешенного максимума. Продление испытательного срока по Трудовому Кодексу ограничено 3-мя месяцами.

Если в договоре фиксируется испытание в 1 месяц, стороны вправе пересмотреть его до 2 или 3 месяцев.

Вместо того чтобы отклоняться от соблюдения ТК РФ, согласно ч.5 ст.57 этого законодательного акта, работодатель может установить 3-месячное испытание и принимать решение об увольнении по фактам выполненной человеком работы.

Чтобы узнать, можно ли продлить испытательный срок, следует проверить пункт договора с описанием условий прохождения испытания.

Предельное время проверки увеличивается до 6 месяцев для лиц, претендующих на руководящую должность:

1. Директоров организаций.
  2. Главных бухгалтеров и их заместителей.
  3. Руководителей филиалов, представительств.

Правила оформления испытания указаны в ст. 70 ТК РФ. В частности, указано максимальное время для краткосрочных договоров:

Для бессрочных соглашений и долгосрочных контрактов до 5 лет испытание не превышает 3-6 месяцев в зависимости от занимаемой человеком должности. В силу возможного возникновения изменений в работе, порядок, как увеличить испытательный срок работнику, меняется. Основанием станет обоюдное волеизъявление или наступление определенных обстоятельств: отпуск, отгул, больничный и т.д.

Продление испытательного срока в связи с больничным

Обычно при трудоустройстве фиксируется календарные 3 месяца работы, когда работник и работодатель присматриваются друг к другу.

Если работник, едва выйдя на работу, заболевает, он вправе оформить листок нетрудоспособности и получить законно оплачиваемое время на восстановление состояние здоровья.

Этот период не должен влиять на право прохождения испытания, поэтому на время болезни отсчет дней приостанавливается, а дата окончания проверки отодвигается.

По соглашению сторон

Иногда обе стороны трудовых отношений хотели бы продлить испытательный срок, и необходимо оформить новые условия. Так происходит, когда работодатель сомневается в обоснованности приема в штат конкретного человека. Так бывает, если работник не уверен, что условия работы ему подходят. Возможность продления зависит от того, какой период был указан для прохождения испытания в договоре.

Если время проверки менее 3 месяцев, его увеличивают до максимально допустимых 90 дней. Для руководителей продляют до 180 дней.

Чтобы избежать проблем с согласованием, рекомендуется сразу ставить в кадровых документах максимальные 3 месяцев и иметь достаточно возможности для оценки перспектив сотрудничества. Чаще всего проверка инициируется руководителем предприятия, поскольку у работника больше прав решать, продолжить ли работу или уйти по собственному желанию.

В связи с отпуском

Принятый сотрудник может получить по согласованию с руководством отпуск авансом. Ничто не мешает запланировать отдых на период прохождения испытания, однако это не отменяет права на упрощенный порядок увольнения в течение положенного законом времени.

Аналогично действуют в случае ухода в отпуск без сохранения заработной платы. Период продления равен количеству дней отгулов.

Срочный трудовой договор — испытательный срок по ТК РФ

Исходя из трудового законодательства, работодатель вправе самостоятельно выбирать протяжённость испытательного периода, но наибольшая его длительность устанавливается по некоторым аспектам:

• если договор заключен на время от 2-6 месяцев, то проверка испытуемого должна быть не более 14 дней;
  • при заключении на период от полугода, проверка соответствия занимаемой должности длится не более 3 месяцев;
  • если кандидат претендует на пост руководителя, то период проверки длится до полугода;
  • если кандидат устраивается на государственную службу, то испытание может быть максимум один год.

Также есть сотрудники, которым испытание не может быть назначено. К ним относятся следующие лица:

• беременные девушки и работники с маленькими детьми в возрасте до 1,5 лет;
  • кандидаты, которые не достигли возраста 18 лет;
  • сотрудники, поступившие на должность согласно результатам конкурса;
  • лица, заключившие соглашение на 1 или 2 месяца;
  • сотрудники, которые получили приглашение из других компаний.

Могут ли уволить на испытательном сроке

Период испытательного срока устанавливается, чтобы работник мог понять, подходит ли ему работа, а работодатель – подходит ли ему новый сотрудник. Стандартная продолжительность ИС – до трех месяцев, но для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров – до полугода.

Расторгнуть договор за непрохождение испытательного срока по статье 71 ТК РФ можно по инициативе работодателя. Важно соблюдать несколько особенностей:

1. Если человек не прошел испытательный срок, об увольнении нужно уведомить письменно за три дня.
  2. По окончании испытательного срока сотрудник считается принятым на постоянной основе.
  3. Уволить можно в любое время до окончания ИС, даже если сотрудник работает всего неделю. Главное – уложиться в установленные рамки.
  4. Продолжительность ИС указывается в трудовом договоре.
  5. Чтобы доказать непрохождение ИС, нужно составить заключение о результатах испытания.

Кого нельзя уволить за непрохождение испытательного срока

Увольнение не выдержавшего испытательный срок считается незаконным, если он изначально устанавливался для человека, который не должен был его проходить согласно ст. 70 ТК РФ:

• несовершеннолетний;
  • беременная женщина;
  • женщина с ребенком до 1,5 лет;
  • переведенный сотрудник из другой организации по согласованию руководителей;
  • трудоустроенный на выборной оплачиваемой должности;
  • работающий на должности по конкурсу;
  • имеющий профильное образование вуза или ссуза, и трудоустроившийся в течение одного года после получения диплома;
  • работающий по срочному трудовому договору до двух месяцев.

Самые популярные

Последние записи